Ремонт основного вентилятора охлаждения

Модераторы: maxus, ХИМИК, puh, atrapin

  • Автор
  • Сообщение
Аватара пользователя
Новичок
Сообщения: 49
Зарегистрирован: Чт окт 06, 2016 19:15
Автомобиль: Zafira 1999г, X16XEL
Откуда: Санкт-Петербург,м. Балтийская
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 12 раз

Ремонт основного вентилятора охлаждения

Сообщение Paul »

Привет, друзья. Вот решился написать отчёт по ремонту вентилятора. Сразу приношу извинения за низкое качество фотографий, снимал телефоном. Как говорится, чем богаты - тем и рады.
Немного предистории.
На моей Зафире перестал работать основной вентилятор. Вместо него на 90 градусах включается вентилятор кондея. Этот малыш, конечно, справляется, но скоро наступит тепло, и его мощности не хватит. Да и кондей вместе с вентилятором перестал работать. При попытке его включить, срабатывает муфта, двигатель поднимает обороты ХХ, а спустя минуту сбрасывает их обратно, и кондей отключается. Всё это сопровождается постоянно горящей лампой неисправности системы охлаждения.
Вот я и решил заняться его ремонтом. Первым делом проверил предохранитель - цел. Проверил вращение крыльчатки рукой - крутится легко и без заеданий. Затем снял вентилятор вместе с корпусом и подал питание помимо резистора первой скорости, моторчик молчит. Ну, чтож, снимаю его с корпуса, он крепится на трёх болтах Torx.
Вот идентификац. надпись на корпусе вентилятора
Изображение
Далее нужно снять крыльчатку. У меня она крепится на трёх болтах Torx, но есть варианты, где крыльчатка крепится на валике мотора запорной шайбой.
Вот мой вариант
Изображение Изображение
Теперь, когда мотор частично подразобран, он меньше занимает места на столе и можно продолжить разбирать его дальше. Сейчас, чтоб заглянуть внутрь, нужно снять заднюю крышку мотрчика. Для этого снимаем пластиковую крышечку с идент. номером, поддев её защёлки отвёрткой. Отгибаем отвёрткой усы, фиксирующие заднюю крышку по окружности на корпусе моторчика и, слегка покачивая крышку стаскиваем её с корпуса. В крышке расположена плавающая втулка, из пористого чугуна.
Изображение Изображение Изображение
Теперь открывается вид на щёточный узел. В моём случае чувствовался сильный запах горелой изоляции. Придерживая щётки (они подпружинены), аккуратно снимаем щёткодержатель. Тут никаких хитростей нет, он просто поднимается вверх и всё. На моём были зависшие минусовые щётки. Они совсем не двигались, в отличие от плюсовых. На искрогасящих шунтах - сгоревший изоляционный лак.
Изображение Изображение
Далее смотрим на якорь. Да... Лак обгоревший, изоляция поплавлена. Ему пришлось нелегко.
Изображение
Причём, износа на коллекторе нет совсем. Спрессовав ступицу крыльчатки, лёгкими ударами молотка через мягкий металл, выбил якорь из корпуса. Он вышел вместе с подшипником. Далее начал всё внимательно осматривать, отмывать. Щётки заклинили не из-за пыли и грязи. При внимательном рассмотрении оказалось, что они треснули от перегрева, увеличились в размере и застряли в щёткодержателях. Прозвонив обмотки якоря, стало ясно, что он жив, но между двумя ламелями коротыш. Подшипник подшумливает.
Конечно варианты ремонта есть. Купить щётки в магазине электроинструмента, там же и подшипник можно подобрать без проблем. Якорь можно искупать в растворителе, чтоб смыть остатки лака, затем подержать в элекроизоляц. лаке. Есть такой в продаже, красный Цапон-Лак называется. Я когда-то так делал с генераторами. Но взвесив все "за и против", решил искать другой моторчик. Почитав отзывы о новых аналогах, в восторг не пришёл. Особенно от цен. Про оригинал вообще молчу. Поехал на разборку и купил моторчик с крыльчаткой и остатками пластикового кожуха от Vectra B 1996 года. Крыльчатка по форме и диаметру (39 см) один-в-один. Моторчик тоже такой, разъём питания только другой, и способ крепления крыльчатки немного иначе. Но в целом вентилятор в сборе взаимозаменяем. Купил его почти даром, т.к. кожух расколот. Да мне он, собственно и не нужен. Проверил, работает, но шумит подшипник. Решил сделать ему профилактику. Разбирается по той же схеме, только для снятия крыльчатки нужно снять пружинную запорную шайбу. Так же снимаем заднюю крышку, щёточный узел и выпрессовываем якорь вместе с подшипником и его корпусом.
Изображение Изображение Изображение
Затем выбиваем шпон-штифт из валика якоря, снимаем упорную шайбу и съёмником стягиваем подшипник с валика.
Изображение Изображение
Он идёт легко. Номер подшипника не скажу, т.к. не смотрел. Просто положил его в карман и купил в магазе "Электроинструмент" аналогичный, производства England. Но всё равно вскрыл его и добавил смазки под пыльник. К слову, её там почти и не было. Теперь всё основательно чистим, моем, продуваем, готовим к сборке. Не советую для мойки применять растворители. Я мыл тёплой водой со стиральным порошком, используя зубную щётку и кисточку. В корпусе мотора нужно отогнуть 6 усов, держащих подшипник в обойме. Коллектор якоря прошёл наждачкой 800 номер. Далее вставляем подшипник в обойму и центрируем его в передней крышке. Для этого в ней предусмотрен буртик. Обойма на него садится с небольшим натягом, нужно ей помочь молоточком. Теперь загибаем обратно фиксирующие подшипник усы на крышке. Я их слегка загнул отвёрткой, а после обстучал молоточком через оправку.
Изображение Изображение
Теперь вставляем якорь до упора в подшипник, но без фанатизма, для этого по концу валика нужно слегка постучать ручкой молотка.
Изображение Изображение
Теперь снаружи, на хвостовик якоря надеваем упорную шайбу, забиваем шпон-штифт. Собираем щёточный узел, там интересные, необычные пружинки. Ставятся только в одном положении, в другом работать не будут!!
Изображение
Чтоб не мучаться при сборке, я заряжал каждую щётку отдельно, и подвязывал её тонкой ниткой, а после сборки нитки повытаскивал. Теперь, когда щёточный узел "заряжен" и готов к установке, ставим его на место.
Изображение
Ставим обратно заднюю крышку мотора, предварительно смазав втулку и валик пластичной смазкой. Я использовал ЛИТОЛ 24. Загибаем обратно фиксирующие усы на крышке, проверяем лёгкость вращения валика. Всё должно быть в порядке, если вы не пользовались кувалдой и монтажками. :D Ставим на место пластиковую крышку с инд. номером. Впринципе и всё. Но мне ещё нужно было перепаять свой разъём на этот моторчик. Отрезал провода необходимой длины от обоих моторов и припаял Зафиркин разъём к Веркиному моторчику.
Изображение
Заизолировал, основательно. Затем надел крыльчатку, она садится от руки, без всяких усилий. Установил в паз валика запорную шайбу. Тут надо повнимательнее смотреть, чтоб она полностью села в свой паз.
Изображение
Да, чуть не забыл, съёмничек, которым пользовался.
Изображение
Ну, а дальше всё просто. Иду к машине, устанавливаю вентилятор в кожух. Затягиаю всё те же 3 его болта Torx, проверяю на акумуляторе. Тут нужно убедиться, что ничего постороннего не помешает лопастям крутиться. В разъёме питания 3 клеммы: "масса"(коричневый провод), 1-я скорость и 2-я скорость (красные оба провода). Подаём питание минус на коричневый провод, плюс на один из красных, затем на второй. У вас должны работать оба режима. Если ни один не работает, нужно заменить термопредохранитель, который включён в цепь мотра последовательно и находится он в резисторе. Его номинал 140 градусов, 30 Ампер. Или просто удаляете его кусачками и идёте с ним на радиорынок или в радиомагазин. Там этого добра навалом. Временно вместо него можно поставить проволочную перемычку, но это на свой страх и риск. Так как в процессе работы резистор греется почти до красна, и не дай Бог вентилятор заклинит, или ещё что. Короче, пожароопасно.
Если у вас работает только вторая скорость, то обрыв в резисторе. Тут или замена или ремонт. Номинал моего резистора 0,8 Ом. Можно поискать аналог. У ВАЗовской классики резистор печки номиналом 0,7-0,9 Ом. Очень часто у резисторов отгнивает или отгорает один конец. Можно его просто обжать через кусочек латунной трубочки на клемме.
Всё, с резисторами разобрались.
Я проверил, у меня к счастью всё работает. Закрепил кожух с вентилятором на радиаторе. Подключил разъём. Всё. Готово.
Впечатления?! Офигеть. Сейчас поделюсь.
Короче завёл авто, прогреваюсь, температура доходит до 90-95 градусов и ничего не происходит, потом она падает до 85 градусов. Потом опять поднимается. Тишина.... Ну, думаю, где-то косяк в проводке. Открываю капот, а вентилятор-то крутится! Крутится родимый, и совсем беззвучно, только воздух слегка шумит. Если капот закрыть, то совсем не слышно его. Я оч. доволен. Кондей снова заработал. Я ещё ошибки по вентилятором OpCom-ом сбросил.
Короч., ребята, если у вас сломался вентилятор, то всё решаемо, всё вполне можно отремонтировать своими руками. Ничего тут сложного нет.
А старый мотор я всё-таки восстановлю, летом, когда времени побольше будет. Но это уже будет совсем другая история. Надеюсь отчёт вам поможет.
Всем удачи на дорогах!

Аватара пользователя
Новичок
Сообщения: 49
Зарегистрирован: Чт окт 06, 2016 19:15
Автомобиль: Zafira 1999г, X16XEL
Откуда: Санкт-Петербург,м. Балтийская
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 12 раз

Re: Ремонт основного вентилятора охлаждения

Сообщение Paul »

Да, небольшое дополнение по задней втулке якоря. Я говорил, что она из пористого чугуна, так вот по технологии (по ФенШую), её нужно не литолом смазывать, а подержать в течение 30-и минут в горячем масле при температуре 80 градусов. Она его отлично впитывает, а потом в процессе работы мотора понемногу отдаёт. Но я так заморачиваться не стал.

Завсегдатай
Сообщения: 284
Зарегистрирован: Вт дек 10, 2013 20:46
Автомобиль: Zafira 2.0 dti 2003.
Откуда: Latvia
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 12 раз

Re: Ремонт основного вентилятора охлаждения

Сообщение Sirga 35 »

:) ......привет с весной! Копаюсь в машинке и обнаружил, шо совсем худо выглядит сопротивление внутри- на волоске... :( :( Какой номер этой детальки? Тама все провода по крутому запаено, шо делать посоветуете? :question: Малость добавлю: на вентиляторе кондиционера такая же стоит, только сопротивление на 0.30 ом(на корпусе нарисованно), т.е. она внутри такой величины? Прочитал умельца- почёт! Отвинтив корпус резистора от корпуса вентилятора кондичионера я тама увидел множество!! сухих мух, пчел, саломенок итд. итп. Действительно может начинать тлеть...до возгорания недалеко!!
https://content27-foto.inbox.lv/albums/ ... .sized.jpg
https://content27-foto.inbox.lv/albums/ ... .sized.jpg

Аватара пользователя
Завсегдатай
Сообщения: 260
Зарегистрирован: Сб май 20, 2017 18:00
Автомобиль: зафира а Z18XE 2002г
Откуда: г.Витебск Беларусь
Благодарил (а): 17 раз
Поблагодарили: 32 раза

Re: Ремонт основного вентилятора охлаждения

Сообщение VIACHE »

Добрый день всем.
Стали появляться ошибки системы охлаждения:
12 мотор всасывающей крыльчатки низкий вх.сигнал
11 мотор вс.крыльчатки неисправность
С чего начать и к чему готовиться?

Старожил
Сообщения: 782
Зарегистрирован: Вт дек 24, 2013 05:41
Автомобиль: Zafira A 2,2DTI 2004
Откуда: Эстония Нарва
Благодарил (а): 38 раз
Поблагодарили: 93 раза

Re: Ремонт основного вентилятора охлаждения

Сообщение ss44ss44ss »

Первое, с чего начать, на фото сообщением выше Вашего.

Аватара пользователя
Завсегдатай
Сообщения: 260
Зарегистрирован: Сб май 20, 2017 18:00
Автомобиль: зафира а Z18XE 2002г
Откуда: г.Витебск Беларусь
Благодарил (а): 17 раз
Поблагодарили: 32 раза

Re: Ремонт основного вентилятора охлаждения

Сообщение VIACHE »

ss44ss44ss писал(а):Первое, с чего начать, на фото сообщением выше Вашего.
Я понял так,что надо снять вентилятор и осмотреть резистор вентилятора.

Старожил
Сообщения: 782
Зарегистрирован: Вт дек 24, 2013 05:41
Автомобиль: Zafira A 2,2DTI 2004
Откуда: Эстония Нарва
Благодарил (а): 38 раз
Поблагодарили: 93 раза

Re: Ремонт основного вентилятора охлаждения

Сообщение ss44ss44ss »

VIACHE писал(а): Я понял так,что надо снять вентилятор и осмотреть резистор вентилятора.
Совершенно верно. И если он в таком же состоянии, как на упомянутом фото, то я бы его поменял даже в том случае, если он рабочий.

Аватара пользователя
Завсегдатай
Сообщения: 260
Зарегистрирован: Сб май 20, 2017 18:00
Автомобиль: зафира а Z18XE 2002г
Откуда: г.Витебск Беларусь
Благодарил (а): 17 раз
Поблагодарили: 32 раза

Re: Ремонт основного вентилятора охлаждения

Сообщение VIACHE »

Добрый день всем.
Снял я вентилятор и там пружинка целая,а вот резистор или это термопредохранитель отгнил.
Не подскажите что там такое стоит и номинал.

Старожил
Сообщения: 782
Зарегистрирован: Вт дек 24, 2013 05:41
Автомобиль: Zafira A 2,2DTI 2004
Откуда: Эстония Нарва
Благодарил (а): 38 раз
Поблагодарили: 93 раза

Re: Ремонт основного вентилятора охлаждения

Сообщение ss44ss44ss »

VIACHE, главная "засада" отгнившего предохранителя это способ установки нового - как правило на отгнившие места зажать его уже не получается, как поведёт себя пайка в этом "горячем" месте - неизвестно, контактной сваркой подобраться невозможно. Поэтому - понятно желание сэкономить, но я бы ещё раз посоветовал поменять блок целиком.

Аватара пользователя
Завсегдатай
Сообщения: 260
Зарегистрирован: Сб май 20, 2017 18:00
Автомобиль: зафира а Z18XE 2002г
Откуда: г.Витебск Беларусь
Благодарил (а): 17 раз
Поблагодарили: 32 раза

Re: Ремонт основного вентилятора охлаждения

Сообщение VIACHE »

ss44ss44ss
я понял,но у нас можно купить только вместе с вентилятором,cкручу ,запаяю и посмотрю что получиться.
Если ерунда-куплю с разборки.Спасибо за помощь. :drink:
Ответить